Петербург - Северная Венеция
  ССЫЛКИ
Translate
Меню сайта
Категории
Город
Люди
Интересные факты
Дворцы
Памятники
Парки
Храмы
Дома
Пригороды
Случайное фото
Все возможно
Главная » Статьи » Город

Мосты Санкт Петербурга. Фонтанка часть 1.
Мосты над Фонтанкой

   Фонтанка (до 1712 - 1714 гг. Безымянный ерик) - протока в дельте Невы, пересекающая центральную часть города. Длина 6,7 км, ширина до 70 м, наибольшая глубина 3,5 м. Вытекает из Невы слева, у Летнего сада, и впадает в Большую Неву к северу от Гутуевского острова. Средний расход воды в истоке 34 м3/с, ниже ответвления Мойки 24 м3/с, между Крюковым каналом и каналом Грибоедова 22 м3/с. Название Фонтанка получила в связи с устройством фонтанов Летнего сада. До середины XVIII в. была южной границей города. Берега застраивались усадьбами, первой из них стал Летний сад с Летним дворцом Петра I. В 1780 - 1789 гг. по проекту архитектора А. В. Квасова сооружены гранитные набережные, спуски и подъезды к реке. В те же годы русло реки было спрямлено. Левый берег ниже Аничкова моста застраивался во второй половине XIX в. Здесь размещалось Училище правоведения (дом 6). Напротив Летнего сада находилась Партикулярная верфь, здесь в конце XVIII в. были устроены склады для соли и вина, и место получило название Соляной городок. От комплекса Партикулярной верфи сохранилась бывшая церковь святого Пантелеймона. С набережной у Пантелеймоновского моста хорошо виден Инженерный замок. На левом берегу Фонтанки расположены бывший Шереметевский дворец (дом 34) - "Фонтанный дом", здание бывшего Екатерининского института (дом 36; 1804 - 1807 гг., архитектор Дж. Кваренги), на пересечении Фонтанки и Невского проспекта - дворец Белосельских-Белозерских (дом 42), на участке дома 114 - бывший Измайловский сад (сад "Буфф"), дом 118 - бывшая усадьба Г. Р. Державина. На правом берегу Фонтанки - ансамбль площади Ломоносова с бывшим зданием Министерства внутренних дел (дом 57; 1830-е гг.; архитектор К. И. Росси), здание Большого драматического театра имени М. Горького (дом 65). В доме 185 в 1817-20 гг. жил А. С. Пушкин, в 1849 г. - архитектор Росси. Между Фонтанкой и Мойкой, за Крюковым каналом, в XVIII - XIX вв. простиралась окраинная часть Петербурга, носившая название Коломна.

Прачечный

  Через Фонтанку при её впадении в Неву. Соединяет Дворцовую набережную с набережной Кутузова. Одновременно с постройкой гранитной стенки набережной Невы у Летнего сада (арх. Ю. Фельтен), в период с 1766 по 1769 г., под руководством архитектора И. Л. Росси и "квадраторного дела мастера" (впоследствии архитектора) Т. И. Насонова был построен каменный мост через Фонтанку, получивший название Прачечного. Мост получил название от находившегося поблизости дворцового Прачечного двора. Один из первых каменных, первый трёхпролетный мост города. Неравные каменные своды его облицованы гранитными блоками правильной разрезки. Арки моста опираются на быки и устои, имеющие свайные основания. Тротуары окрылков с четырех сторон имеют по десять ступеней для перехода на уровень тротуаров набережных. Автор моста, проявив большое художественное чутьё и вкус, сумел достигнуть исключительного единства окружающих мост объектов. Мост без всяких изменений простоял около 150 лет. В 1908 г. было произведено обследование его состояния и обнаружены значительные деформации опор и разрушение ледорезов. Пока шли дебаты о том, как без художественных потерь реконструировать мост, началась первая мировая война, затем революция и связанная с ней разруха. Лишь в 1926 г. были усилены основания моста. Полностью разрушенные быки-ледорезы разобрали и смонтировали из новых блоков гранита. Таким образом, Прачечный мост сохранился до настоящего времени без всяких изменений, за исключением смягчения уклонов его проезжей части. Длина моста 40,9 м, ширина - 14,3 м.

Пантелеймоновский

  Переброшен через Фонтанку при впадении в неё Мойки, в створе Пантелеймоновской улицы. Вначале на этом месте был деревянный акведук, по которому подавали воду для питания фонтанов Летнего сада. В 1777 г. во время наводнения фонтаны были разрушены, акведук разобрали и устроили здесь лодочный перевоз. Весной 1824 г. здесь стали сооружать цепной однопролетный мост с чугунными порталами и деревянным настилом проезжей части шириной 10,7 м по проекту инженера В. К. Треттера. Строительными работами руководил инженер В. А. Христианович. Все чугунные и кованые железные части были изготовлены на Чугунолитейном заводе Берда (ныне Адмиралтейском). Рабочими этого завода была произведена и сборка всех металлических частей в течении восемнадцати дней. Пантелеймоновский стал первым цепным мостом через Фонтанку. Его опоры были богато декорированы в духе обрамлений входов в древнеегипетские храмы. В таком же стиле выполнены были фриз и карниз, богато декорированные тонким золотым орнаментом. Наряду с чертами, присущими архитектуре древнего Египта, в оформлении моста имелись черты, характерные для русской классики: золоченые розетки, прикрывающие стыки звеньев цепей, маски львов, через пасти которых пропущены главные цепи, фонари на цепях, провисающие в порталах арки, перильные ограждения "россиевского" рисунка. При всей внешней красоте у моста имелся недостаток - зыбкость и раскачивание под действием вертикальных и горизонтальных сил, хотя многим это нравилось. Мост исправно служил петербуржцам 83 года. Мог бы служить еще долго, но в 1907 г. его разобрали из-за разрушения аналогичного Египетского моста. Официальной мотивировкой для его разборки послужило заявление городских властей о необходимости прокладки здесь трамвайных путей. В 1908 - 1912 гг. мост был заменен новым современным постоянным металлическим сооружением арочной системы по проекту инженера А. И. Пшеницкого и архитектора Л. А. Ильина. Руководил строительством инженер А. А. Рейнеко. Мост назвали Пантелеймоновским по расположенной вблизи церкви. Проект архитектурного оформления моста был переработан Ильиным в 1910 г. Зодчий использовал мотивы классицизма: пальметты, львиные маски, изображения пик, щитов, мечей. Торшеры - пучки высоких пик, перевитых посредине венками, украшенными накладными элементами воинской арматуры в виде овальных щитов с барельефами медуз на фоне перекрещенных мечей античной формы. Средняя, наиболее высокая пика, завершается двуглавым орлом с распростертыми крыльями и лавровым венком в когтях. Остекленные фонари, напоминающие усеченные восьмигранные пирамиды, подвешены к кронштейнам. Ильин широко использовал бронзировку и покрытие сусальным золотом отдельных элементов декора. Мост обращает на себя внимание богатой и красочной декоративностью надмостных сооружений - перильных ограждений, торшеров и фонарей с широким использованием бронзировки и покрытия золотом на фоне черноокрашенных поверхностей. Площадь позолоты составляет 82,81 кв. м деталей. Современный Пантелеймоновский мост - один из самых красивых в городе, однако с исчезновением Цепного моста этот уголок Петербурга потерял свое нечто неповторимое. Длина моста - 43 м, ширина - 23,4 м. В 1923 - 1991 гг. мост назывался мостом Пестеля. В 2001 - 2002 гг. произведена капитальная реставрация переправы.

Белинского

  Мост соединяет Инженерную ул. и ул. Белинского у Гос. цирка. Впервые здесь был построен в 1733 г. деревянный свайный мост, оформленный под каменный арочный. Мост назвали Симеоновским по церкви святых Симеона и Анны, расположенной рядом с мостом. По проекту архитектора Пироне в 1785 г. Симеоновский мост перестроили в трехпролетный. Все опоры моста возвели из каменной кладки и облицевали гранитом. Боковые пролеты перекрыли каменными арками, а средний деревянный - подъемным пролетным строением. На быках моста возвышались гранитные, архитектурно оформленные башни, где размещались подъемные механизмы. В 1859 г. средний разводной пролет моста заменили каменным сводом, а гранитные башни убрали. В 1890 г. с целью расширения проезжей части тротуары моста вынесли на консоли, для чего по обе стороны установили на быках и устоях по четыре чугунных литых кронштейна, к которым крепится металлическая тротуарная балка. Кронштейны попарно удерживаются металлическими тягами, уложенными поперек моста под проезжую часть. Перильные ограждения моста - металлические, кованые. 6 октября 1923 г. мосту присвоили имя Белинского. В 1988 г. Государственная инспекция по охране памятников выдала мостостроителям проектно-реставрационное задание на возвращение мосту утраченного исторического облика. Предусматривалось восстановление старинных башен, снесенных в 1859 г., за счет расширения речных опор, а также возрождение старинных перил и светильников. Но этот проект так и не был осуществлен. В 1999 г. произведен ремонт моста с заменой консольных тротуаров. Длина моста 56 м, ширина 19,06 м.

Аничков

  Через Фонтанку, в ее восточной части, по Невскому просп. 1838 - 1847 гг., инж. А.Д. Готман, И.Ф. Буттац; ск. П.К. Клодт. Автор решетки перил моста - берлинский архитектор К.Ф. Шинкель. Перестроен в 1906 - 1908 годах под руководством арх. П.В. Щусева. Ширина моста -37,9 м. Кирпичные своды моста облицованы крупными розовыми гранитными камнями. Силуэт моста, живописно выделяющийся на глади реки, производит строгое монументальное впечатление, гармонирующее с характером надмостных сооружений - массивными чугунными секциями ограждений, крупными гранитными пьедесталами для скульптурных групп, такими же открылками и тротуарами из большеразмерных плит красного гранита. Секции ограждения, установленные между чугунными прямоугольными стойками, отлиты с большим мастерством. Рисунок их изображает прямоугольную рамку, в которую вплетены фантастические морские коньки с рыбьими хвостами, гирлянды из морских растений, трезубцы, русалки и другие морские атрибуты, составляющие весьма интересную композицию. Наибольший интерес представляют установленные на гранитных пьедесталах над береговыми устоями скульптурные группы, принесшие мировую славу скульптору Петру Клодту. Первоначально установленые на мосту группы Николай I передал в дар европейским королевским дворам - они установлены в Берлине и Неаполе. Их место заняли новые бронзовые композиции авторской отливки. В 1849 - 1850 годах были отлиты еще две группы "Коня с водничим", изображающие новые сцены укрощения коня человеком, которые вместе с изваянными ранее составили композицию из четырех групп, ярко живописующих этапы борьбы человека с конём. Кони Клодта настолько слились с Аничковым мостом, что стали неотьемлемой его частью, они органически слились также с одним из выразительных городских пейзажей - Невским проспектом.


Ломоносова


  Через Фонтанку по ул. Ломоносова. 1780-е гг., по типовому проекту "башенных" мостов через Фонтанку французского инженера Ж.-Р. Перроне. Трехпролетный каменный. Длина моста - 57,12 м, ширина - 14,66 м. Башенные надстройки моста выполнены в виде открытых беседок, состоящих из слабо рустованных колонок, поддерживающих антамблементы дорического ордера и завершенных умело вырубленными из серого гранита сферическими куполами с шаровидными золочеными урнами. В 1912 г. средний, прежде разводной, пролет перекрыт металлическими балками по проекту инж. А.П. Пшеницкого и арх. И.А. Фомина. По проекту Фомина были выполнены каменные обелиски с шестигранными фонарями, поддерживаемыми стилизованными морскими коньками. В 1967 году обелиски с фонарями и кронштейны парапета были позолочены.



Лештуков


  Мост расположен в створе пер. Джамбула (бывш. Лештуков), перед зданием БДТ им. Товстоногова.
В 1878 г. на набережной Фонтанки построили здание Суворинского театра. Театр пользовался большим успехом, и вскоре напротив него был устроен лодочный перевоз. Когда началась реконструкция Чернышева моста, было решено построить здесь временный мост. Его построили за весну и лето 1907 г. в виде пятипролетного деревянного балочно-подкосного, затратив на это 33270 рублей 80 копеек. Временный мост оказался долгожителем, несмотря на то, что сгорел в случайном пожаре. Его восстановили в 1934 г., а в 1952 г. деревянные балки заменили металлическими. Его длина составляла 58,2 м, ширина -14,2 м. В 1888 г. инженером Л. Н. Соболевым был разработан проект реконструкции Лештукова моста. 88-летний "временный" мост был разобран в 1995 г., а в 1997 г. по новому металлическому однопролетному мосту открылось движение - уже не только пешеходов, но и транспорта.

                                                                                 дальше >
Категория: Город | Добавил: Gal (25.03.2009)
Просмотров: 3301 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Google
Познай себя
Все возможно
Друзья сайта
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
Санкт Петербург © 2018 Хостинг от uCoz