Большая Невка - самый северный рукав дельты Невы, отходящий от неё
вправо на 400 м ниже Литейного моста. Впадает в Невскую губу, соединившись со
Средней Невкой. Левый берег Большой Невки - острова Петроградский и Аптекарский;
омывает также острова Каменный и Елагин. Длина около 8 км, ширина 50 - 360 м,
глубина 3 - 8 м, средний расход воды в истоке 475 м3/с. Справа впадает Чёрная
Речка. Слева на 1,5 км ниже истока от Большой Невки отходит протока Карповка,
разделяющая острова Петроградский и Аптекарский. У Каменного острова, ниже
Кантемировского моста, влево отходит рукав Малая Невка, а у восточной
оконечности Елагина острова - Средняя Невка. На берегу Большой Невки на Елагином
острове расположены Елагин дворец и ЦПКиО имени С. М. Кирова. На Большой Невке у
Петроградской набережной на вечной стоянке находится крейсер "Аврора". По
Большой Невке развито внутригородское судоходство. Сампсониевский
Мост соединяет Петроградскую и Выборгскую стороны в
створе улицы Куйбышева и Финляндского проспекта. Назван в честь Сампсониевского
собора на Выборгской стороне; в 1923 - 1991 гг. он носил имя мост Свободы.
Первоначально, в 1784 г., здесь был устроен наплавной мост, который был назван
Выборгским. В 1847 г. здесь же был сооружен деревянный тринадцатипролетный мост
длиной 242 м и шириной 12,7 м сложной ригельно-подкосной системы, напоминающей
арочный мост. Разводная часть его находилась во втором пролете с Выборгской
стороны. Мост стал называться Сампсониевским. Мост капитально ремонтировался в
1862 г. В 1871 году он был полностью перестроенс использованием старых свай и с
сохранением прежней конструкции. В таком виде Сампсониевский мост просуществовал
до 1889 г. и был заменен новым деревянным семнадцатипролетным мостом такой же
длины, простой подкосной системы, с разводным пролетом посредине моста.
Перильные ограждения на его пролетном строении установили деревянные, но тумбы
на опорах - чугунные, прямоугольного сечения с фонарями. В связи с
предполагавшейся в 1907 - 1909 гг. прокладкой трамвайных путей на трассе
Сампсониевского моста его было необходимо капитально перестроить. В 1906 г.
профессор Инженерной академии Г. Г. Кривошеин представил в Городскую управу два
варианта металлического и железобетонного Сампсониевского моста. Специальная
комиссия отклонила вариант железобетонного моста и признала целесообразным
соорудить металлический с разводным пролетом посредине, но построить его не на
месте существующего деревянного моста, а на 60 м ниже по течению для пропуска по
нему трамвая. Новый мост был сооружен в 1908 г. При капитальном ремонте в 1937
г. этот мост полностью перестроили, установив новое металлическое разводное
пролетное строение, заменив деревянные прогоны металлическими балками. Когда в
1955 г. мост был закрыт для движения из-за плохого технического состояния, то он
был 17-пролетным, подкосной системы, длиной 235 м, шириной - 18,2 м. В 1955-1958
гг. на основной трассе моста Свободы сооружен новый, постоянный, металлический
мост с разводным пролетом посредине. Авторы проекта - инженеры В. В. Демченко,
Б. Б. Левин и архитекторы Л. А. Носков, В. А. Грушке. Строился мост под
руководством инженера П. В. Андреевского. Мост представляет пятипролетную
металлическую часть балочной системы с разводным пролетом посредине реки, с
обеих сторон которой симметрично расположены железобетонные арочные прибрежные
вставки, упирающиеся в береговые устои. Его речные опоры сооружены на высоких
свайных ростверках, причем применены железобетонные трубчатые сваи, с
последующим заполнением армированным бетоном. Всего погружено 248 таких свай.
Береговые опоры моста со спусками к воде и железобетонные арочные пролетные
строения облицованы розовым гранитом. Длина моста 214,8 м, ширина - 27 м.
Перильными ограждениями на пролетном строении служат чугунные решетки
художественного литья. Высокие канделябры в виде чугунных профилированных стоек
увенчаны круглыми обоймами со светильниками по кругу. Они несколько помпезны. Им
противопоставляются скромные чугунные ограждения из часто расставленных прямых
стержней, оригинально соединенных в верхней части пояса своеобразным "узлом".
Гренадерский
Соединяет Петроградскую набережную с Гренадерской
улицей на Выборгской стороне. Длина моста 214 м, ширина - 27 м. Мост назван в
память о лейб-гвардии Гренадерском полке, казармы которого размещались
неподалеку, на левом берегу Большой Невки. В районе нынешнего Гренадерского
моста через Большую Невку в 1758 г. был наведен пятый в Петербурге наплавной
мост с выводным пролетом для пропуска мачтовых судов. К 1806 г. его перевели
вверх по течению, на то место, где ныне находится Сампсониевский мост. В 1904 -
1905 гг. примерно по той же трассе был сооружен деревянный балочный подкосный
мост на сваях в 12 пролетов, названный Гренадерским. В средней его части был
устроен деревянный двукрылый разводной пролет. Разводка производилась ручными
лебедками. В 1951 г. мост был перестроен, причем число пролетов достигло 18, а
разводные пролеты стали металлическими. В таком виде он просуществовал до 1971
г., когда по проекту инженера Б. Б. Левина, архитекторов Л. А. Носкова и П. А.
Арешева на 90 м ниже по течению начал возводиться новый трехпролетный
металлический мост с средним разводным пролетом. Движение по мосту было открыто
в 1974 г., а окончательно он был достроен к 1975 г. Боковые пролеты перекрыты
предварительно напряженными и упруго защемленными балками. Разводной однокрылый
пролет раскрывается с неподвижной осью вращения. Длина моста 214 м, ширина - 27
м. Опоры моста железобетонные, облицованные в надводной части гранитными
блоками. На правом берегу к мосту примыкает транспортный тоннель, к
левобережному устою - Аптекарский мост через Карповку, возведенные одновременно
со строительством Гренадерского моста.
Кантемировский
Мост через Большую Невку соединяет проспект Медиков
на Петроградской стороне с Кантемировской улицей и Выборгской набережной. В 1817
- 1821 гг. здесь был организован перевоз, который существовал долгое время. Лишь
в 1978 г. началось строительство постоянного моста по проекту инженеров Б. Н.
Брудно, Б. Б. Левина и архитектора А. В. Говорковского. Работы были окончены в
1982 г. Мост, помимо речных пролетов, имеет также два пролета над набережными и
две эстакадные части, в которых оборудованы помещения для гаражей. Центральный
пролет - разводной, однокрылый, раскрывающийся с неподвижной осью вращения.
Длина моста 315,6 м (с подходами - 664,1 м), ширина - 31,4 м. Это второй по
длине мост Петербурга.
Ушаковский
Мост расположен в средней части течения Большой Невки,
соединяет Каменноостровский проспект с улицей Академика Крылова на Выборгской
стороне. В 1786 г. здесь впервые был наведен Строгановский мост на 12
плашкоутах. В начале XIX века его перестроили, вместо 12 стало 11
барок-плашкоутов. Затем мост был заменён свайным подкосной системы с переносом
его оси в створ Строгановской улицы (ныне Академика Крылова). Название
Строгановских дано от находившейся на берегу Б. Невки, вблизи Чёрной речки, дачи
графа А. С. Строганова. К 1885 г. конструкции моста пришли в ветхость. В то
время он был 18-пролетным на свайных опорах и таких же береговых устоях. Десятый
пролет от левого берега был разводным с горизонтальной осью вращения, двукрылым,
раскрывающимся. Разводка моста осуществлялась ручными лебёдками. В 1953-1955
гг. взамен ветхого деревянного моста был сооружен новый металлический. Авторы
проекта инженеры В. В. Демченко и Б. Б. Левин, архитекторы П. А. Арешев и В. С.
Васильковский. Тогда же, в 1954 г. мост был переименован в Ушаковский в память о
великом русском флотоводце Ф. Ф. Ушакове. На наименование моста повлиял тот
факт, что рядом с ним находится Военно-морская академия, здание которой
построено в 1941 г. Центральная русловая часть моста - пятипролетная
металлическая балочной системы с разводным двукрылым консольным пролетом
посредине. С обеих сторон ее запроектированы симметричные железобетонные арочные
прибрежные вставки, представляющие собой двухпролетные аркады. Трасса моста
отклонена на незначительное расстояние от того места, где некогда стоял и
неоднократно перестраивался деревянный многопролетный мост. Мост имеет бетонные,
облицованные гранитом, речные опоры, возведенные на высоких свайных ростверках.
Плита проезжей части моста - железобетонная. В качестве архитектурного
оформления у въездов на пятипролетные металлические части моста имеются
металлические колонны с каннелюрами, увенчанные бронзовыми барельефами с
изображениями ордена Ушакова (учрежден 3 марта 1944 г.) на фоне приспущенных
знамен. В 2000 г. мост был реконструирован. Одновременно на правом берегу, у
Выборгской набережной была создана транспортная развязка в 2-х
уровнях.
Елагин 3-й
Мост соединяет Елагин остров с районом Старой Деревни.
На плане Шуберта 1828 г. здесь обозначен плашкоутный мост. В соответствии с
архивными данными 1851 г. здесь уже существовал деревянный, балочно-подкосный
мост, имевший девять пролетов, из которых средний был разводным с двумя
раскрывающимися крыльями. В 1861 г. мост капитально перестроили, сохранив число
пролетов, но количество свай в опорах увеличили. В дальнейшем мост капитально
ремонтировали в 1874, 1899 и 1925 годах. Последний деревянный мост до его
реконструкции был семипролетным. В 1951 г. ввиду аварийного состояния мост
заменили постоянным, разводным восьмипролетным мостом легкого типа по проекту
инженера В. В. Демченко. Береговые устои нового моста - бетонные. Промежуточные
опоры состоят из деревянного свайного основания с жестким металлическим
ростверком и металлической рамной обстройкой. Полотно проезжей части постоянных
пролетов - деревоплитное, покрытое асфальтобетоном. Однокрылое разводное
пролетное строение с неподвижной осью вращения имеет две главные балки,
расположенные под тротуарами и связанные между собой балочной клеткой. На
хвостовой части пролетного строения закреплены противовесы. Перильные ограждения
на мосту - металлические сварные, с легким заполнением. Мост отличается
легкостью и экономичностью. Длина моста 95,5 м, ширина - 11,44 м