Насколько кусочек хлеба человеку дороже, нежели
большой корабль! Однако, сколько нужно денег,
чтобы купить корабль! Кто может понять,
пускай поймет. Григорий Ефимович Распутин
Гипнотизер и экстрасенс, излечивший тех, кому не могла помочь официальная медицина.
Пьяница, дебошир и развратник, о чьих похождениях уже в те годы ходили легенды.
Друг и духовный пастырь царской семьи, великомученик и чуть ли не святой ... Вероятно, Григорий Ефимович Распутин - самая загадочная и противоречивая фигура петербургской истории.
Григорий Распутин родился 29 июля 1871 года в селе Покровское Тюменской области.
Поскольку место его рождения было практически недосягаемо для большинства желающих, то о жизни Григория
Распутина на родине сохранились лишь отрывочные и неточные сведения, источником которых был в основном он сам. В 18 лет Распутин совершил первое паломничество в монастырь в Верхотуре, однако монашеского обета не дал. В 19 лет он возвратился в Покровское, где женился на Прасковье Федоровне. В этом браке родились
три ребенка - Дмитрий в 1897 году, Мария в 1898 году и Варвара в 1900. Брак не остудил паломнический пыл Григория Распутина. Он продолжал посещать различные святые места,
дошел даже до монастыря Атос в Греции и до Иерусалима. И все это пешком! После таких путешествий Распутин возомнил себя избранником Бога, объявил, что он святой, и на каждом
шагу рассказывал о своем чудодейственном даре приносить исцеление. Слухи о сибирском знахаре стали
распространяться по России, и вскоре уже не Распутин совершал паломничества, а люди стремился попасть к нему. Многие из его пациентов прибывали из далеких краев. Необходимо отметить при этом, что Распутин нигде не учился,
не имел даже примерного представления о медицине, был неграмотным. Однако он безукоризненно играл свою роль:
действительно помогал людям, мог успокоить тех, кто находился на грани отчаяния Однажды во время распашки поля Распутину было знамение - ему явилась Богоматерь, которая рассказала о болезни
царевича Алексея, единственного сына императора Николая II (он страдал гемофилией - наследственным недугом,
который передался ему по материнской линии), и приказала Распутину ехать в Петербург и спасти наследника престола.
В 1893 г., оставив жену и детей, Григорий Распутин отправился странствовать по святым местам. За несколько лет он посетил лавры и многие видные монастыри. По возвращении в родное село Распутин
стал вести жизнь "старца", далекую, впрочем, от традиционного аскетизма. Его могучий и чувственный темперамент постоянно требовал сильных возбуждающих переживаний.
Он любил вино, женщин, музыку, танцы, продолжительные и интересные разговоры. Религиозные взгляды Распутина отличались большим своеобразием и далеко не во всем совпадали с каноническим
православием. Из многих высказываний его видно, что он очень глубоко ощущал связь природы с Божеством и
именно в ней искал совершенства. "Меня природа научила любить Бога и беседовать с Ним", -
говорил он. О церквах и священниках он говорил по другому: "В храме духа нет, а буквы много - храм и пуст". Распутин был убежден, что "Бог есть радость и веселье". Жесткий аскетизм православного монашества был ему чужд. Живя позже в Петербурге, он, как известно, совсем не стремился умерщвлять свою плоть. "Молиться Богу можно в танце так же хорошо, как и в монастыре, хвалить его в радости за то добро,
которое Он создал, - говорил Распутин. - И царь Давид танцевал перед ковчегом Господа".
В 1904 году Григорий Ефимович приходит в Санкт-Петербург. Приводит его нужда: нужны деньги
на постройку нового храма в родном селе Покровское Тюменского уезда. Там он знакомится с епископом Сергием (будущим первым советским патриархом), и
через него с епископами Феофаном и Гермогеном. Высокое начальство из предосторожности
наводит справки о Григории Ефимовиче по месту жительства. Ничего дурного тогда еще о нем не говорили (позже появятся истории про его "похождения" и "внебрачные дети",
и загримированные двойники, разыгрывающие безобразные сцены для газетчиков...). И вскоре промыслом Божиим
святой странник, прозорливец и целитель (именно такова разошедшаяся о нем по всей России слава) попадает в высший свет. В 1905 году состоялось первое знакомство Григория с царской четой.
Великие княгини Анастасия и Мелица Николаевны вместе с любимой
фрейлиной императрицы Анной Вырубовой
познакомили его с царской семьей. Первая встреча с Распутиным
произошла в начале ноября 1905 г. и оставила у императорской четы очень
приятное впечатление. ...
Право быть духовником царской семьи
Григорий получил по благословению преподобного Иоанна Кронштадтского (который сам нес его по отношению
к семье императора Александра III, отца Николая II). Благословляя Григория, преподобный Иоанн сказал лишь: "По имени твоему будет тебе" - прозревая,
что старец будет оклеветан и обвинен в том же, в чем неправедно обвиняли его самого. Но прошло почти два года, прежде чем сибирский крестьянин стал появляться во дворце более-менее регулярно. В 1905 - 1906 годах в России гремят выстрелы и взрывы террористов. Время неустойчивости и страха. "Вещий человек" Григорий нарасхват. С ним ищут встречи, просят его совета, поддержки. Милостив Господь... "Всероссийский батюшка" Иоанн Кронштадтский творил в те дни молитву о России:
"О Господи, спаси народ российский, Церковь Православную в России - погибают!..
Всюду разврат, всюду неверие, богохульство, безначалие! Господи, все в Твоих руках, Ты - Вседержитель!.."
В 1907 году его пригласили к императорскому двору - как раз в разгар одного из приступов болезни у цесаревича.
Дело в том, что императорская семья скрывала гемофилию наследника, опасаясь общественных волнений. Поэтому они долго отказывались от услуг Распутина. Однако когда состояние ребенка стало критическим, Николай сдался. Вся последующая жизнь Распутина в Санкт-Петербурге была неразрывно связана с лечением царевича. Однако не ограничивалась этим. Распутин приобрел много знакомых в высших слоях петербургского общества. Когда же он стал приближенным к императорской семье, столичная элита сама стремилась быть
представленной сибирскому знахарю, которого за глаза называли не иначе, как "Гришка Распутин". В 1910 году в Петербург переехала его дочь Мария, чтобы поступить в Академию богословия.
Когда к ней присоединилась Варвара, обе дочери Григория Распутина были определены в гимназию.
Николай I не приветствовал частые появления Распутина во дворце. Тем более, что вскоре в
Петербурге стали ходить слухи о крайне непристойном поведении Распутина. Говорили, что,
используя свое огромной влияние на императрицу Александру Федоровну, Распутин брал
взятки (денежные и натурой) за продвижение определенных проектов или по карьерной лестнице.
Убийство Распутина
Распутин очень хорошо чувствовал нависшую над ним угрозу. В декабре 1916 г., незадолго до своей
трагической кончины, он написал пророческое письмо, которое было оформлено адвокатом и передано
императрице, "Я пишу и оставляю это письмо после себя в Петербурге, - писал Распутин.
- Я чувствую, что расстанусь с жизнью до 1 января" ...
В Петербурге стали ходить слухи о крайне непристойном поведении Распутина. Говорили, что,
используя свое огромной влияние на императрицу Александру Федоровну, Распутин брал
взятки (денежные и натурой) за продвижение определенных проектов или по карьерной лестнице. Его пьяные дебоши и настоящие погромы приводили в ужас население Петербурга.
Он к тому же сильно подрывал императорский авторитет, так как поговаривали о слишком
близких отношениях Григория Распутина и императрицы. В конце концов чаша терпения была переполнена. В среде императорского окружения возник
заговор против Распутина. Его инициаторами были князь Феликс Юсупов (муж императорской племянницы),
Владимир Митрофанович Пуришкевич (депутат IV Государственной Думы, известный своими ультраконсервативными
взглядами) и великий князь Дмитрий Павлович (двоюродный брат императора Николая). 30 декабря 1916 года
они пригласили Григория Распутина во дворец Юсупова для встречи с племянницей императора, известной
петербургской красавицей. В пирожных и напитках, поданных гостю, содержался цианистый калий.
Однако яд не подействовал. Нетерпеливые заговорщики решили использовать стопроцентное средство -
Юсупов выстрелил в Распутина. Но ему снова удалось спастись. Когда он выбежал из дворца, его
встретили Пуришкевич и великий князь, которые в упор застрелили "сибирского старца". Он еще пытался подняться на ноги, когда его связали, засунули в мешок с грузом и сбросили в прорубь. Позже вскрытие показало, что старец, уже будучи на дне Невы, отчаянно боролся за свою жизнь,
но в конце концов захлебнулся...
Пророчества Распутина
"...Яды
обнимут Землю, как страстный любовник. И в смертельном объятии, небеса
обретут дыхание смерти, а в источниках воды будут горьки, и многие из
этих вод будет ядовитее гнилой змеиной крови. Люди будут умирать от
воды и воздуха, но говорить будут они умерли от сердца и почек...И
горькие воды заразят время, как вех, ибо горькие воды породят горькие
времена..." «...Растения заболеют и умрут одно за другим. Леса станут
огромными кладбищами и меж сухих деревьев будут бесцельно бродить
ошеломлённые и отравленные ядовитыми дождями люди..." «... Наступит время мира, но мир будет написан кровью. И когда два
костра потухнут, третий костёр сожжёт пепел. Мало людей и мало вещей
сохранится Но то, что сохранится, должно будет подвергнуто новому
очищению, прежде чем войти в новый рай земной..." «...Забили волны на море - сделалось тревожно на душе. Человек
потеряет образ сознания, ходит как в тумане...Боже, дай тишину
душевную!" «...Наступит время, когда солнце станет плакать и его слёзы упадут
на огненные искры, сжигая растения и людей. Пустыни станут наступать
как взбесившиеся лошади без седока, и пастбища превратятся в песок, и
реки станут гнилым пупом земли. Исчезнут нежная трава лугов и листья
деревьев, ибо будут править две пустыни: пустыня песка и пустыня ночи.
И под горящим солнцем и ледовым холодом потухнет жизнь." «...Я чувствую, что должен умереть еще до нового года. Но я хочу,
все же, открыть русскому народу, Отцу, Матушке Русской и Детям, что им
предстоит. Если я буду убит простыми разбойниками, моими братьями -
русскими крестьянами, тогда ты, Царь Российский, не бойся, оставайся на
троне и правь, и не бойся за своих детей, ибо они будут царствовать еще
сто лет и сверх того. Если же меня убьют дворяне, то на руках их
останется кровь моя, и 25 лет они не смогут смыть ее. Им придется
покинуть Россию. Тогда братья будут убивать братьев, и убьют друг
друга. И 25 лет не будет дворян в государстве. Царь земли русской, если
тебе ненавистен звон колокола, возвещающего, что убили Григория, то ты
должен знать это. Если твоя родня приведет к моей смерти, то никого из
твоего семейства - ни детей, ни родных не останется в живых через два
года. Они будут все убиты русским народом... Молитесь, молитесь и
будьте сильными, помните о вашем святом семействе». «...Опять я его спас, и не знаю сколько раз еще спасу, ..но спасу
я его для хищников. Всякий раз, как я обнимаю царя и матушку, и
девочек, и царевича, я содрогаюсь от ужаса, будто я обнимаю
мертвецов... И тогда я молюсь за этих людей, ибо на Руси они в этом
более всех нуждаются. И я молю за все семейство Романовых, потому что
на них падает тень долгого затмения». «...Я вижу стольких людей, огромные людские толпы и горы трупов.
Среди них много великих князей и графов. И кровь их обагрит воды
Невы... Не будет покоя живым, и не будет покоя мёртвым. Через три луны
после моей смерти я снова увижу свет, и свет станет огнем. Вот тогда-то
смерть будет вольно парить в небесах и падет даже на правящее
семейство.» «...Люди идут к катастрофе. Самые неумелые будут править повозкой.
И в России, и во Франции, и в Италии и в иных местах... Человечество
будет раздавлено поступью безумцев и негодяев. Мудрость закуют в цепи.
Невежественный и властный будет диктовать законы мудрому и даже
смиренному. А потом большая часть поверит во власть имущих, но
разуверится в Боге... Кара Божья будет нескора, но ужасна. А случится
это еще до конца нашего века. Затем, наконец, мудрость будет
освобождена от цепей и человек вновь доверится Богу, как дитя
доверяется матери. И по этому пути человек придет в рай земной». (О загрязнении воздуха:) «...Воздух, который входит в наши легкие, чтобы нести жизнь, однажды
принесет Смерть. И наступит день, когда не будет ни гор, ни холмов, ни
озер, ни морей, которые не были бы окутаны зловещим дыханием Смерти. И
все люди будут вдыхать Смерть, и все люди умрут от ядов, коими будет
наполнен воздух.» (О парниковом эффекте, озоновой дыре и о конце жизни на Земле:)
«...Наступит время, когда солнце станет плакать и его слезы упадут
на землю как огненные искры, сжигая растения и людей. Пустыни станут
наступать как взбесившиеся лошади без седока, и пастбища превратятся в
песок, и реки станут гнилым пупом земли. Исчезнут нежеая трава лугов и
листья деревьев, ибо будут править две пустыни: пустыня песка и пустыня
ночи. И под горящим солнцем и ледовым холодом потухнет жизнь». «...Всякая революция хочет разбить цепи рабства, но когда эти цепи
разбиты, уже готовы другие. С пещерных времен ничто не изменилось и
никогда не изменится, потому что самый хитрый, самый коварный зачастую
самый развращенный всегда будет себя навязывать. И смотря по настроению
народа, он наденет на себя одежды диктатуры или демократии. Но человек
всегда будет рабом, даже если воображает, что свободен... Однажды,
может быть, и возродиться свободный человек, но народ всегда будет
рабом». ...Когда придет время очищения, множество духов вернутся на землю
и примут те формы, которые уже имели они в прошлом. Во многих сильных
«Царского Села» будут жить воскресшие, которых только доверенные смогут
слышать. Здесь будут твориться чудеса. Великий Епископ приедет в
«Петербург», и колокола всех церквей будут Его приветствовать и объявят
о мире. Тогда в «Петербурге» встретятся три царя, и единственный Амбар
насытит Европу. В закатные времена вы увидите чудеса и страдания. Но вы
увидите также царство теней в образе человеческом. Не отрывайте
взглядов от Востока (России), ибо оттуда и придут новые пороки. Они
подготовят путь Господу, который в блеске тоже придет с Востока... «...Все чаще вы станете видеть сумасшествие ваших членов. Там, где
природа создала порядок, человек посеет беспорядок. И многие пострадают
из-за этого беспорядка. И многие умрут от черной чумы. И когда чума не
будет более убивать, коршуны станут рвать плоть... Каждый человек имеет
в себе великое лекарство, но человек-животное предпочитает лечиться
ядами.»
Завещание Распутина.
Распутин написал следующее прощальное письмо: «Дух Григория Ефимыча Распутина Новых из села Покровскаго».
Я пишу и оставляю это письмо в Петербурге. Я предчувствую, что до
первого января я уйду из жизни. Я хочу Русскому Народу, папе, русской
маме, детям и русской земле наказать, что им предпринять. Если меня убьют нанятые убийцы, русские крестьяне, мои
братья, то тебе, русский царь, некого опасаться. Оставайся на троне и
царствуй. И ты, русский царь, не беспокойся о своих детях. Они еще
сотни лет будут править Россией. Если же меня убьют бояре и дворяне, и
они прольют мою кровь, то их руки останутся замаранными моей кровью, и
двадцать пять лет они не смогут отмыть свои руки. Они оставят Россию.
Братья восстанут против братьев и будут убивать друг друга, и в течение
двадцати пяти лет не будет в стране дворянства. Русской земли царь,
когда ты услышишь звон колоколов, сообщающих тебе о смерти Григория, то
знай: если убийство совершили твои родственники, то ни один из твоей семьи, т.е. детей
и родных не проживет и двух лет.
Их убьет русский народ. Я ухожу и чувствую в себе Божеское указание
сказать русскому царю, как он должен жить после моего исчезновения. Ты
должен подумать, все учесть и осторожно действовать. Ты должен
заботиться о твоем спасении и сказать твоим родным, что я им заплатил
моей жизнью. Меня убьют. Я уже не в живых. Молись, молись. Будь
сильным. Заботься о твоем избранном роде.