Малая Невка, рукав дельты Невы, отходящий от Большой Невки слева у
Стрелки Каменного острова. Впадает в Невскую губу единым устьем с Малой Невой,
между островами Петровским и Крестовским. Длина 4,9 км, ширина 120 - 300 м,
глубина 3,6 - 6,8 м. Средний расход воды в истоке 224 м3/с. Отделяет
Петроградскую сторону (острова Петровский, Петроградский, Аптекарский) от
островов Каменного и Крестовского. Вправо от Малой Невки отходит р. Крестовка,
впадающая в Среднюю Невку и отделяющая Каменный остров от Крестовского острова;
слева впадают р. Карповка, вытекающая из Большой Невки, и р. Ждановка,
вытекающая из Малой Невы. Каменноостровский
Мост через Малую Невку в створе
Каменноостровского проспекта, соединяет острова Аптекарский и Каменный. Ширина
реки у моста - 169 м. В 1760 г. на Малой Невке навели наплавной мост. С 1802
г. он стал называться Каменноостровским. В 1819 г. вместо него был сооружен
деревянный арочный в семь пролетов мост по проекту инженера А. Бетанкура, и мост
стал называться Бетанкуровским. В начале ХХ века мосту вернули историческое
название. В 1953 - 1955 гг. взамен ветхого деревянного моста сооружен новый
пятипролетный металлический мост балочной системы с разводным пролетом
посредине. Авторы проекта: инженеры В. В. Осадченко, В. В. Демченко, Б. Б.
Левин, архитекторы П. А. Арешев и В. С. Васильковский. Его трасса отклонена на
незначительное расстояние от того моста, где некогда стоял и неоднократно
перестраивался деревянный многопролетный мост. Длина нового моста 180,74 м,
ширина - 27 м. Русловые опоры бетонные, облицованные гранитом, возведены на
высоких свайных ростверках. Металлические сваи трубчатого сечения заполнены
бетоном. Впервые на мосту были применены железобетонные плиты с асфальтовым
покрытием для крыльев разводного пролета вместо обычных деревянных настилов. На
мосту установлены гранитные обелиски с бронзовыми звездами и
венчиками.
Большой Крестовский
Мост через Малую Невку в створе Большой Зелениной
улицы, соединяет острова Крестовский и Петроградский. Мост сооружен по проекту
инженера П. В. Андреевского и архитектора Л. А. Носкова в 1950 - 1952 гг. на
месте старого деревянного одиннадцатипролетного моста того же названия. Мост
имеет пять пролетов. Средний из них - разводной. Постоянные пролеты перекрыты
металлическими, цельносварными, двухпролетными неразрезными балками. Стальное
разводное пролетное строение - двукрылое, раскрывающейся консольной системы,
каждое крыло имеет свою ось вращения и жестко закрепленные противовесы;
раскрытие крыльев производится электрическими лебедками, но имеется и ручной
привод для непредвиденных случаев. Угол раскрытия крыльев - 78 градусов. Мост не
значится в графике разводки петербургских мостов. Его разводят всего несколько
раз в год по особой заявке. Речные опоры - железобетонные на высоких свайных
ростверках. В качестве свай применены стальные трубы, заполненные армированным
бетоном. Береговые устои - железобетонные на деревянном свайном основании.
Проезжая часть - железобетонная плита с асфальтобетонным покрытием. Длина моста
149,4 м, ширина - 25,5 м. Перила и фонарные столбы заимствованы из готики.
Перила - секции между чугунными прямоугольными тумбами из прямых стержней
четырехсекторного поперечного сечения, которые вверху приобретают форму ряда
перекрещенных стрельчатых арок. Фонарные столбы - высокие круглые, кверху
суживающиеся металлические стойки. Основаниями для них служат высокие
профилированные пьедесталы восьмигранной формы. Светильники - многогранные
фонари, подвешенные к фигурным кронштейнам столбов. В 1993 г. был произведен
ремонт моста.
Лазаревский
Мост соединяет Пионерскую улицу на Петроградской
стороне с Крестовским островом. Металлический балочный 11-пролетный
трамвайно-пешеходный мост на древометаллических рамных опорах построен в 1947 -
1949 гг.. Среднее пролетное строение - разводное, однокрылое. Длина моста 140,5
м, ширина - 11,3 м. Назван в честь великого русского флотоводца М. П. Лазарева в
1952 г., до этого назывался Колтовским. В 2002 г. трамвайное движение через мост
прекращено.
Большой Петровский
Соединяет через два рукава Малой Невки острова
Петровский и Крестовский. В 1838 г. на этом месте построили деревянный,
разводной мост. Около моста выставлялся сторожевой пост. Здесь же на берегу реки
Чухонки, были построены два деревянных домика для солдат. В 1845 г. по мосту
стал регулярно курсировать омнибус, перевозивший пассажиров от Публичной
библиотеки на Крестовский остров. В ночь на 17 декабря 1916 г. с моста было
сброшено в реку тело Г. Распутина, убитого в Юсуповском дворце на Мойке. В
1947 г. деревянные пролетные строения моста заменены металлическими балочными,
перекрывающими 23 пролета. В правом протоке - один пролет - разводной,
двукрылый. Два пролета в левом протоке судоходные. Длина моста - 297,1 м, ширина
- 18,1 м.